С 1 сентября 2015 года в России вводится новый образовательный стандарт для основной школы. И в первую очередь он коснется тех ребят, кто учится сейчас в 5-9 классах. Отныне у этих школьников в расписании будет значиться не один обязательный иностранный язык, а два.
Начиная с нового учебного года, российским школьникам с пятого класса предстоит
изучать не один, а сразу два иностранных языка. Отныне второй иностранный
официально включен в перечень обязательных предметов. Интересно, порадует ли
эта перспектива самих школьников?
Иностранный? Дайте два!
Министр образования Дмитрий Ливанов пояснил целесообразность столь кардинальных перемен в школьной программе — по его мнению, иностранные языки являются не только средством общения, но и способствуют развитию памяти и интеллекта ребенка. Именно поэтому изучение иностранных языков должно занимать «достойное место в объеме школьной программы».
Однако в настоящее время далеко не все школы готовы мгновенно перейти на новый стандарт обучения — существуют регионы, в которых многие образовательные учреждения с трудом находили ресурсы на преподавание одного иностранного языка. Теперь же им придется изыскивать дополнительные средства для реализации нового стандарта обучения. Для таких школ предусмотрена возможность так называемого переходного периода — правда, сроки его пока остаются неясными.
Двух мнений быть не может! Или может?
С одной стороны новый стандарт школьного образования не может не радовать современных родителей — ведь изучение иностранных языков расширяет кругозор ребенка, открывает перед ним больше возможностей в международном общении, дальнейшем обучении и будущей работе.
В теории у российских школьников отныне появится возможность изучать не один,
а сразу два иностранных языка. А станут ли от этого дети на практике более
образованными — покажет время…
Тем не менее, в скорейшую практическую реализацию данного нововведения в российских школах верится с трудом. Во-первых, как отметил сам Дмитрий Ливанов «…проблема в том, что у регионов есть естественное желание на чем-то сэкономить». И чем дальше находится школа от российской столицы, тем сложнее ей будет найти ресурсы на обеспечение достойного преподавания сразу двух иностранных языков.
С другой стороны, высказываются мнения о несвоевременности подобных реформ в образовательной системе — мол, зачем усложнять школьную программу тогда, когда и нынешняя «планка» преподавания во многих школах выдерживается с трудом.
Например, первый зампред комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов считает, что российские школы еще не готовы к введению обязательного изучения второго иностранного языка — в первую очередь из-за низкого уровня преподавания и повышения нагрузки на учеников.
В интервью радиостанции «Говорит Москва» он подчеркнул: «Школьники однозначно столкнутся с дополнительной нагрузкой, более того, я считаю, что это решение является поспешным, потому что школы не готовы к введению второго иностранного языка. У нас уровень преподавания первого иностранного языка зачастую такой, что ребята не могут ЕГЭ даже близко сдать».
По мнению Бурматова, целесообразнее было бы сосредоточиться на повышении в российских школах уровня преподавания… нет, даже не первого иностранного языка, а русского языка!
«У нас до 30% выпускников в некоторых регионах не в состоянии сдать русский язык так, чтобы получить аттестат, — подчеркнул Владимир Бурматов. — И министерство образования вынуждено снижать минимальные баллы по русскому языку, чтобы просто выдать эти аттестаты. Дети не в состоянии изъясняться по-русски, и в том числе из-за нехватки часов».
А как вы считаете: введение второго иностранного языка в обязательную школьную программу — это своевременное и полезное нововведение?Чем больше языков изучают современные дети — тем лучше для них самих, и для страны в целом. Даже если этот стандарт смогут реализовать не все российские школы. Нововведение полезное, но реализовать его на практике в ближайшие годы будет очень трудно. Я не верю, что российские дети после окончания школы реально будут знать по два иностранных языка. Я считаю, что одного иностранного языка в рамках школьной программы вполне достаточно. Введение второго иностранного языка в школьную программу поспособствует тому, что дети будут хуже знать родной, русский, язык. Я поддеживаю мнение о том, что вторым иностранным языком во многих российских школах в итоге окажется китайский язык.